Эксперты в первую очередь обращают внимание, что своевременное техническое обслуживание и использование оригинальных ГСМ и расходных материалов являются обязательными условиями эффективной работы техники. Вместе с тем, как показывает опыт эксплуатации машин, есть целый ряд моментов, на которые стоит обратить особое внимание, чтобы исключить выход техники из строя в период активных кормозаготовительных работ, когда каждый час простоя связан со значительной потерей прибыли.
1. Визуальный осмотр
Снятие техники с хранения после зимы начинается с визуального осмотра, в ходе которого надо в первую очередь обратить внимание на состояние и целостность резинотехнических изделий и гидравлики. Также необходимо убедиться в отсутствии утечек: масляных пятен под машинами после замены деталей и залива технических жидкостей.
2. Правильное подключение
При агрегировании фронтальных и задних косилок с тракторами необходимо проверить балластировку и разгрузку, поднять гидравлическое давление в задних косилках и сделать разгрузку в передних. Также следует отрегулировать высоту среза так, чтобы башмаки не стирались об землю, проверить подгонку кардана, обеспечивающую перекрытия в крайнем поднятом положении не менее 10 см. Кроме того, при настройке высоты подборщика следует помнить, что в нижнем слое могут быть камни и прочие предметы, попадание которых в механизмы приводит к преждевременному износу или даже поломке.
3. Пробный запуск
Примерно за неделю до начала покоса необходимо осуществить пробный запуск агрегированного с трактором оборудования, проверив весь комплекс сначала на холостом ходу, а затем на полных оборотах. Особое внимание при этом следует обратить на возможные биения, вибрации, наличие трения. Любые подобные «шумы» свидетельствуют о неисправностях, которые должны быть устранены.
4. Проверка давления в шинах
Также обязательно следует проверить давление в шинах. Для тракторов наиболее типичной ошибкой является излишне высокое давление, а у прицепной техники, наоборот, чаще всего шины после зимы оказываются приспущенными, что среди прочего может вызвать прокол.
5. Проверка наличия расходных материалов и ключевых запасных частей
Чтобы в ходе полевых работ не произошли непредвиденные простои, следует заранее запастись всеми расходными материалами для прицепной и тракторной техники.
6. Проверка техники на соответствие требованиям безопасности
За несколько дней до выхода в поле следует проверить наличие всех защитных устройств, фартуков, регулирующих механизмов и инструментов, указателей, табличек и т. п. От этого зависит безопасность персонала и надежность эксплуатации техники.
7. Контроль настроек
При начале работ необходимо проверить соответствие текущих настроек трактора и прицепного оборудования, чтобы они подходили друг другу и условиям уборки: типу культуры, влажности, рельефу поля и т. п. В частности, среди требующих корректировки настроек трактора могут быть длина задних тяг, карданного вала и т. п. Особое внимание стоит уделить настройке высоты среза косилки.
8. Заточка ножей
Острота ножей косилок влияет не только на расход топлива и производительность машины, но и на качество корма и то, какой будет урожайность последующих укосов. С притупленными ножами косилка будет не резать, а вырывать растения из земли, повреждая корневые системы и плодородные слои почвы. Также следует обращать внимание на появление побитых посторонними предметами лезвий и своевременно их заменять.
9. Очистка техники сразу после окончания работ
Как косилки, так и валкообразователи с ворошители должны быть тщательно промыты и очищены от пыли, грязи и растительных остатков сразу после окончания работ. На внутренней стороне бруса косилок часто скапливается клейкая масса, состоящая из земли, сока и частичек травы, которая при высыхании может заблокировать диски и привести к выходу из строя фрикционной муфты или карданного вала. Для валкообразователей и ворошителей уязвимыми местами являются замки складывания для транспортировки. Попадание в них травы приводит к тому, что отдельные сегменты не фиксируются в правильном положении.
10. Подготовка к хранению
Кормозаготовительные машины должны готовиться к постановке на хранение до следующего укоса сразу по завершении работ. После визуального осмотра обязательно составляется список изношенных деталей, требующих замены или ремонта, на основании которого планируется зимний ремонт и график заказа запасных частей. Открытые штоки гидроцилиндров смазываются защитно-консистентной смазкой. Также следует покрасить меловой побелкой колеса для лучшей сохранности шин.
Эксперты напоминают, что все необходимые рекомендации по правильной и эффективной эксплуатации кормозаготовительных машин содержатся в прилагаемых к технике руководствах.